"Дорогой знаний" №1 янв 2009г. "Математический бой как одна из форм организации внеучебной деятельности учащихся: советы руководителю команды." |
25.11.2011
Математический бой - это соревнование двух команд в умении решать задачи и докладывать результаты. Бои особенно интересны тем, что позволяют учащимся реализовывать те свои качества и задатки, которые не выявляются ни на уроках, ни на обычных олимпиадах. Между тем трудно переоценить значение таких навыков, как умение построить командную деятельность (в данном случае - для выполнения полученных заданий), четко и последовательно доложить у доски свое решение и отстоять его в борьбе с оппонентом и, напротив, найти ошибки в чужом решении, по возможности, разрушить его. Математические бои обнаруживают, развивают и воспитывают эти качества, необходимые человеку в современном обществе. Кроме того, ввиду вышеизложенного математические бои естественно «вписываются» в концепцию и стратегию развивающего обучения.
Одной из целей системы математических боев в школе является обеспечение развития у учащихся вышеуказанных качеств и математических способностей через вовлечение их в систему математических боев. Кроме того, участие в математических боях позволяет осуществить дополнительную подготовку учащихся к математическим олимпиадам различного уровня, в том числе командным.
Математический бой – это коллективное соревнование, включающее стадию совместного выполнения заданий и собственно бой, состоящий из ряда индивидуальных поединков. Этим объясняются особенности формирования и функционирования команд. В частности, рекомендуется включать в состав команды наиболее сильных "решальщиков" даже в том случае, когда они являются яркими индивидуалистами, плохо уживающимися в коллективе. Кроме того, в команде необходимы участники, возможно, и не очень сильные в решении задач, но умеющие слушать чужие решения и находить в них слабости, - на роли оппонентов. Потенциальные докладчики должны уметь хорошо держаться у доски, докладывать решения (в том числе и чужие) и отвечать на вопросы. Конечно, желательно, чтобы качества "решальщика", докладчика и оппонента совмещались в каждом участнике команды, однако на практике этого обычно не происходит. Работа руководителя начинается с формирования команды и ее обучения. Некоторые рекомендации по формированию команды приведены выше. К этому следует добавить, что руководителю следует обратить особое внимание на выбор капитана команды. Это должен быть человек, которому команда доверяет и мнение которого готова признать решающим в конфликтных ситуациях (обычно они в той или иной форме возникают в команде независимо от того, насколько дружным и сплоченным коллективом она является). Кроме того, капитан должен знать возможности и особенности различных членов команды для формирования микроколлективов на стадии совместного решения задач и распределения заданий по этим микроколлективам. Желательно, чтобы капитан обладал определенными задатками психолога. При всех обстоятельствах капитан должен получить свой "мандат" из рук команды, поэтому он должен быть избран демократически и ни в коем случае не назначен. Однако подбор кандидатур - функция руководителя. Желательно при этом, чтобы, организовав выборы, сам руководитель в них не участвовал или участвовал с правом совещательного голоса. Следует помнить, что в том случае, когда мнение команды расходится с мнением руководителя, следует принять решение команды, даже если объективно оно не является оптимальным.
Руководитель должен обеспечить обязательное изучение правил игры всеми участниками команды. Особое внимание при этом следует обратить на приведенные там советы по тактике и описание функций, прав и обязанностей участников боя. Сам руководитель, безусловно, должен знать правила.
Руководителю следует обучить команду умению совместно решать задачи, докладывать, оппонировать. Необходимо помнить, что коллективный характер выполнения заданий означает коллективное распределение труда с учетом склонностей и возможностей каждого, но непосредственный процесс решения - дело индивидуальное. Однако эпизодические контакты различных участником, решающих одну и ту же задачу, с целью обмена идеями и обсуждения трудностей совершенно необходимы. Кроме того, каждую решенную задачу необходимо подвергнуть так называемому внутреннему оппонированию, т.е. тестированию одним из членов команды (обычно - наиболее свободным на текущий момент) для выявления недочетов с целью их устранения. Нужно помнить, что, как правило, лучше не докладывать задачу вовсе, чем доложить неверное решение.
Было бы очень хорошо, если бы руководитель нашел возможность потренировать команду, предложив ей несколько достаточно простых задач из тех областей математики, которые могут встретиться на бое (например, логические задачи, задачи на графы, задачи на разрезания и замощения), наблюдая за действиями команды на стадии решения и при необходимости корректируя их. Кроме того, следует заслушать решения (при этом команда назначает и докладчиков, и оппонентов) и, выступая в роли жюри, провести критику этих решений. Таким образом, параллельно произойдет обучение команды решению некоторых видов задач. При подготовке оппонентов следует обратить особое внимание на обучение составлению резюме, т.к. многие начинающие оппоненты предпочитают отказаться от замечаний, предъявленных ими в процессе оппонирования, лишь бы не формулировать кратко и четко свои претензии в виде резюме, либо просто не умеют этого делать.
Команды, особенно начинающие, нуждаются в постоянном контакте со своими руководителями с целью обсуждения действий в прошедших боях, корректировки состава и составления плана на последующие бои. Команде необходимы совет и поддержка. Поэтому руководителю следует посещать игры своей команды, морально поддерживать ее и помогать советами (не в момент решения задач и не на бое, разумеется).
Документ: Загрузить
Математический бой как одна из форм организации внеучебной деятельности учащихся: советы руководителю команды
Зеличёнок А.Б., кандидат физико-математических наук,
педагог дополнительного образования высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением английского языка Ново-Савиновского района города Казани»,
учитель математики лицея им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете,
руководитель кружка математических боёв при Городском Доме Детского Творчества им. А.Алиша города Казани,
победитель конкурса в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
Математический бой - это одна из важнейших и наиболее популярных в России форм математических олимпиад.
педагог дополнительного образования высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением английского языка Ново-Савиновского района города Казани»,
учитель математики лицея им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете,
руководитель кружка математических боёв при Городском Доме Детского Творчества им. А.Алиша города Казани,
победитель конкурса в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
Математический бой - это соревнование двух команд в умении решать задачи и докладывать результаты. Бои особенно интересны тем, что позволяют учащимся реализовывать те свои качества и задатки, которые не выявляются ни на уроках, ни на обычных олимпиадах. Между тем трудно переоценить значение таких навыков, как умение построить командную деятельность (в данном случае - для выполнения полученных заданий), четко и последовательно доложить у доски свое решение и отстоять его в борьбе с оппонентом и, напротив, найти ошибки в чужом решении, по возможности, разрушить его. Математические бои обнаруживают, развивают и воспитывают эти качества, необходимые человеку в современном обществе. Кроме того, ввиду вышеизложенного математические бои естественно «вписываются» в концепцию и стратегию развивающего обучения.
Одной из целей системы математических боев в школе является обеспечение развития у учащихся вышеуказанных качеств и математических способностей через вовлечение их в систему математических боев. Кроме того, участие в математических боях позволяет осуществить дополнительную подготовку учащихся к математическим олимпиадам различного уровня, в том числе командным.
Математический бой – это коллективное соревнование, включающее стадию совместного выполнения заданий и собственно бой, состоящий из ряда индивидуальных поединков. Этим объясняются особенности формирования и функционирования команд. В частности, рекомендуется включать в состав команды наиболее сильных "решальщиков" даже в том случае, когда они являются яркими индивидуалистами, плохо уживающимися в коллективе. Кроме того, в команде необходимы участники, возможно, и не очень сильные в решении задач, но умеющие слушать чужие решения и находить в них слабости, - на роли оппонентов. Потенциальные докладчики должны уметь хорошо держаться у доски, докладывать решения (в том числе и чужие) и отвечать на вопросы. Конечно, желательно, чтобы качества "решальщика", докладчика и оппонента совмещались в каждом участнике команды, однако на практике этого обычно не происходит. Работа руководителя начинается с формирования команды и ее обучения. Некоторые рекомендации по формированию команды приведены выше. К этому следует добавить, что руководителю следует обратить особое внимание на выбор капитана команды. Это должен быть человек, которому команда доверяет и мнение которого готова признать решающим в конфликтных ситуациях (обычно они в той или иной форме возникают в команде независимо от того, насколько дружным и сплоченным коллективом она является). Кроме того, капитан должен знать возможности и особенности различных членов команды для формирования микроколлективов на стадии совместного решения задач и распределения заданий по этим микроколлективам. Желательно, чтобы капитан обладал определенными задатками психолога. При всех обстоятельствах капитан должен получить свой "мандат" из рук команды, поэтому он должен быть избран демократически и ни в коем случае не назначен. Однако подбор кандидатур - функция руководителя. Желательно при этом, чтобы, организовав выборы, сам руководитель в них не участвовал или участвовал с правом совещательного голоса. Следует помнить, что в том случае, когда мнение команды расходится с мнением руководителя, следует принять решение команды, даже если объективно оно не является оптимальным.
Руководитель должен обеспечить обязательное изучение правил игры всеми участниками команды. Особое внимание при этом следует обратить на приведенные там советы по тактике и описание функций, прав и обязанностей участников боя. Сам руководитель, безусловно, должен знать правила.
Руководителю следует обучить команду умению совместно решать задачи, докладывать, оппонировать. Необходимо помнить, что коллективный характер выполнения заданий означает коллективное распределение труда с учетом склонностей и возможностей каждого, но непосредственный процесс решения - дело индивидуальное. Однако эпизодические контакты различных участником, решающих одну и ту же задачу, с целью обмена идеями и обсуждения трудностей совершенно необходимы. Кроме того, каждую решенную задачу необходимо подвергнуть так называемому внутреннему оппонированию, т.е. тестированию одним из членов команды (обычно - наиболее свободным на текущий момент) для выявления недочетов с целью их устранения. Нужно помнить, что, как правило, лучше не докладывать задачу вовсе, чем доложить неверное решение.
Было бы очень хорошо, если бы руководитель нашел возможность потренировать команду, предложив ей несколько достаточно простых задач из тех областей математики, которые могут встретиться на бое (например, логические задачи, задачи на графы, задачи на разрезания и замощения), наблюдая за действиями команды на стадии решения и при необходимости корректируя их. Кроме того, следует заслушать решения (при этом команда назначает и докладчиков, и оппонентов) и, выступая в роли жюри, провести критику этих решений. Таким образом, параллельно произойдет обучение команды решению некоторых видов задач. При подготовке оппонентов следует обратить особое внимание на обучение составлению резюме, т.к. многие начинающие оппоненты предпочитают отказаться от замечаний, предъявленных ими в процессе оппонирования, лишь бы не формулировать кратко и четко свои претензии в виде резюме, либо просто не умеют этого делать.
Команды, особенно начинающие, нуждаются в постоянном контакте со своими руководителями с целью обсуждения действий в прошедших боях, корректировки состава и составления плана на последующие бои. Команде необходимы совет и поддержка. Поэтому руководителю следует посещать игры своей команды, морально поддерживать ее и помогать советами (не в момент решения задач и не на бое, разумеется).
Документ: Загрузить