Экологическое образование в интересах устойчивого развития: состояние, проблемы, перспективы. С.В. Алексеев, Э.В. Гущина. |
- Разработана и опубликована Концепция непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге (1994 г.).
- Апробирована Городская программа непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге (1994-2000 гг.).
- Разработана и опубликована Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге (в рамках российско-английского проекта, 2002 г.).
- Реализуются образовательные программы экологической тематики на всех уровнях непрерывного образования (от семейного и дошкольного - до профессионального и постдипломного).
- Образовательные учреждения активно участвуют в различных эколого- образовательных международных проектах (Финляндия, Германия, Швеция, Великобритания, США – программа «ГЛОУБ» и др.).
- Получило развитие экологическое дополнительное образование (за счет отделений дополнительного образования в школах).
- Разработан большой учебно-методический комплекс по экологии (учебники, пособия, методические рекомендации, игры и др.).
- Отработан механизм интеграции экологических знаний в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», получила одобрение экологическая концепция курса ОБЖ.
- Привлечены к экологическому образованию и просвещению крупные предприятия города (ГУП «Водоканал», АЭС в Сосновом Бору (Радиоэкологический центр), Ленэнерго, Петромол и др.).
- Активно осуществляется деятельность общественных экологических организаций, например, Друзья Балтики, Зеленый крест, Федерация экологического образования и др.
- Недостаточно активное представление экологической проблематики в приоритетах социально-экономического развития страны (региона, города).
- Несогласованность позиций ученых и научных школ вузовского и школьного образования по ключевым вопросам современной экологии.
- Поверхностное освещение экологических проблем в ряде средств массовой информации (ученые-биологи утверждают экологию как биологическую науку, ряд «околонаучных специалистов» проповедуют экологию души, экологию сознания, экологию мужчины (женщины), экологию тела…, использование словосочетаний «хорошая и плохая экология» и др.).
- Недостоверность картины уровней экологической культуры разных категорий и слоев населения города, региона, страны, мира (аналогично – международные сравнительные исследованияя, или общефедеральное исследование (в формате ЕГЭ).
- Невостребованность экологической культуры в продвижении молодых людей по карьерной лестнице.
- Недостаточное массовое просвещение населения по ключевым направлениям устойчивого развития общества.
- Недостаточно высокий профессионализм педагогических кадров, специалистов в области просвещения, лидеров общественного экологического движения.
- Недостаточная вовлеченность молодежи в экологическое движение (были – Экощит, Зеленые волки, Скауты и др., сегодня – Друзья Балтики, ЛАТИМ и др.)
- Недостаток оснащения экологического практикума, включая инструментальные, приборные методы.\
- Межведомственная проблема решается отдельными ведомствами.
№ |
Название проекта |
Цель |
Организаторы |
Участники |
Сроки |
Результаты |
1.
|
Мой выбор – атомная энергия |
Организация и изучение эффективности инновационной формы профориентационной деятельности в направлении профессий, связанных с использованием атомной энергии |
Государственная корпорация по атомной энергии Росатом, СПбАППО, Федерация экологического образования |
70 педагогов образовательных учреждений 17 районов Санкт-Петербурга; 245 учащихся 9-11 классов; 72 чел. - родители
|
2008-2009 |
Буклет «Мой выбор – атомная энергия» (тираж 1000 экз.) Интерактивные мероприятия для педагогов города на базе: ЛАЭС, Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН, СПб медицинской академии им. И.И. Мечникова «Мой выбор – атомная энергия»: Методические рекомендации (500 экз.) |
2. |
Научно- образовательный проект «Наука – школе» |
Привлечение высококвалифицированных научных кадров для профессионального образования, просвещения и популяризации научных знаний в области окружающей среды |
Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, Комитет по науке и высшей школе, СПб АППО |
33 публичных лекции; приняли участие более 1300 педагогов и учащихся старших классов |
2011-2017 |
Буклет «Наука – школе»; Сборники научных статей и публичных лекций «Наука – школе» (2014, 2015, 2016)
|
3.
|
Подготовка экосоветников в школах |
Разработка методического комплекса для подготовки экосоветников и проведение обучения педагогов школ для осуществления деятельности экосоветников |
Финляндия - Россия Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, ОО «Дети Балтики», СПб АППО |
30 педагогов школ СПб |
2013-2014 |
Буклет проекта; Руководство по деятельности экосоветников в школе; 30 подготовленных экосоветников по ресурсосбережанию в школе |
4.
|
Уроки окружающей среды и устойчивого развития
|
Популяризация идей устойчивого развития и значимости экологического образования, повышение познавательного интереса к экологии, мониторинг состояния экологического образования среди детей, родителей, педагогов |
Комитет по образованию СПб, СПб АППО, Федерация экологического образования СПб (В рамках Всероссийской акции «Уроки охраны окружающей среды») |
Уроки прошли в 393 общеобразовательных учреждениях из 11 районов СПб; в них участвовали 62 481 школьник. В учреждениях дополнительного образования детей восьми районов города занятия по проблемам охраны окружающей среды и устойчивого развития были проведены в 336 секциях и кружках. Анкеты проведены среди 36 140 учащихся, 15 133 родителей и 5 053 педагогов 10 районов СПб |
2013 год – Год охраны окружающей среды в Российской Федерации |
Подготовлен и издан буклет «Уроки охраны окружающей среды и устойчивого развития»; он был размещены на сайте СПб АППО и разослан в ИМЦ всех районов города. Сборник «Год охраны окружающей среды – каждый год» подготовлен к печати (более 40 статей 60 авторов). Аналитический отчет передан в Комитет по образованию. Почти 150 педагогов отмечены по итогам Года охраны окружающей среды грамотами СПб АППО
|
5.
|
Школьный проект использования ресурсов и энергии - ШПИРЭ |
Помочь школьникам осознать глобальные проблемы в области ресурсо- и энергосбережения и перейти к личным действиям |
Проект реализуется в 16 странах Европы и в России |
В Санкт-Петербурге элементы программы ШПИРЭ используются в программах 25% образовательных организаций |
В России (и в Санкт-Петербурге) с 1997 г. по настоящее время |
Серия семинаров и курсов повышения квалификации педагогов по методике ресурсо- и энергосбережения, элементы учебно-методического комплекса «Ресурсо-и энергосбережение» |
6.
|
Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья
|
Теоретические основы и методические рекомендации по построению системы взаимодействия семьи и детского сада в становлении культуры здоровья |
Лига здоровья нации, СПб АППО, Федерация экологического образования СПб |
8 пилотных площадок-ДОУ, 125 садов участвовали в городском конкурсе «Здоровая семья»; Примерно 300 педагогов участвовали в обучающих семинарах. Привлечено примерно 100 родителей |
2007-2008 уч. год |
Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья: Методическое пособие /под ред. С.В.Алексеева. – СПб: Крисмас+, 2008. – 144 с. Проведен городской конкурс «Здоровая семья» Формирование базовых образовательных учреждений по здоровьесбережению и здоровьесозиданию
|
7
|
Эко-Школы/Зеленый флаг |
Активизировать экологическое направление в образовательных учреждениях города (ресурсосбережение, вторичное использование твердых бытовых отходов, изучение леса, климата и др. Акции по уборке и озеленению территории и т.п.
|
Международное движение
|
Участвуют более 50 образовательных организаций |
С 2009 года - по настоящее время |
Координация и активизация экологических проектов в ОУ по программе «7 шагов». Озеленение участков ДОУ и школ. Акции по охране природы. Международная книга Кодексов ОУ, входящих в Программу, с материалами из ОУ Петербурга)
|
8
|
Семена Дружбы |
Экологическое просвещение и образование детей, трудовое воспитание детей
|
Российско-финский Проект. Общественная организация «Прозрачные воды Невы», СПб АППО,
|
Участвуют примерно по 40-50 образовательных учреждений в год. Очно выступают по 120-130 человек с индивидуальными и коллективными проектами-отчетами |
С 1996 года – по настоящее время |
Презентации, творческие отчеты о работе пересылаются в Швецию, Статья в журнале «Биология в школе» - Материалы используются для слушателей повышения квалификации
|
9.
|
Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге |
Разработка стратегии ОУР в СПб на основе зарубежного (британского) опыта |
Великобритания – Россия СПб АППО, Водоканал, Британский совет |
2 района СПб: Василеостровский и Калининский, 10 образовательных учреждений, СПбАППО |
2000-2002 |
Стратегия ОУР в СПб Модульная программа ОУР Подготовленные педагоги- тьюторы, эксперты в области ОУР |
10.
|
Экономное энергопотребление |
Разработка УМК для педагогов и школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности и внеурочной деятельности |
Ленэнерго, СПб АППО ТГК-1 |
30 образовательных учреждений СПб |
2004-2008 1 этап
2009-2013 2 этап |
Программа «Безопасное и экономное энергопотребление» для школьников. Рекомендации по реализации. Интерактивное пособие |
11. |
Международный эколого- образовательный информационный проект «ГЛОУБ» |
Совместное исследование объектов и процессов окружающей среды – Глобальные исследования и наблюдения во имя окружающей среды
|
Россия - США, международный отдел Минобрнауки |
10 образовательных учреждений Санкт-Петербурга |
1995-2005 гг. |
Методические рекомендации по проведению исследований по программе «ГЛОУБ»: изучение атмосферы/климата; Гидрология/химия воды; Биология/геология |
12. |
Международный проект «Школьный экологический сертификат» |
Определение критериев, индикаторов и показателей экологической сертификации образовательных учреждений. |
Санкт-Петербург, СПб АППО - Вена (Австрия), Культур-контакт |
Представители 30 образовательных организаций |
2014-2017 |
Модель экологической сертификации образовательного учреждения; Критерии и показатели экосертификации образовательных организаций. |
- Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах.
- Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.
- Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.
- Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
- Обеспечение гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек.
- Обеспечение наличия и рациональное использование ввозных ресурсов и санитарии для всех.
- Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.
- Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производственной занятости и достойной работе для всех.
- Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций.
- Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними.
- Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов.
- Обеспечение рациональных моделей потребления и производства.
- Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.
- Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.
- Защита, восстановление экосистем суши и содействие рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.
- Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.
- Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.
- Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Все необходимые компоненты и технологии школы будущего уже не только существуют, но и апробированы. Зарубежный опыт ОУР значительно обширнее отечественного. В то же время и в нашей стране существует много интересных разработок по адаптации идей ОУР к особенностям отечественной школы.
- Инновации без революций – концепция будет предлагать только научно обоснованные и экспериментально апробированные инновации. Ориентируемся на идеальный образ. При разработке концепции авторы позволили себе отвлечься от некоторых реалий и представить себе, как выглядела бы в идеале современная школа.
- От педагогической экзотики – к повседневной практике. Многие образовательные инновации уже используются в отдельных школах. Как правило, они по-прежнему остаются скорее педагогической экзотикой, осуществляются отдельными энтузиастами или приберегаются для открытых уроков. Авторы ставили задачу создать такую школу, где множество жизнеспособных, эффективных, проверенных инноваций используются системно.
- ШУР обеспечивает высокое качество жизни в школе как учащихся, так и педагогов;
- ШУР задает векторы социально-экономического развития школы как автономного учреждения;
- ШУР создает условия для жизнедеятельности в школе как мини-модели гражданского общества;
- ШУР формирует ценности и правила поведения молодых людей в условиях постоянно меняющегося окружающего мира (мира глобального, регионального, локального) – новые механизмы социализации подростков;
- ШУР инициирует использование в организации образовательного процесса и внеурочной деятельности инновационных гуманитарных технологий, направленных на успех (успешность в жизни и профессии);
- ШУР создает условия для становления школы как конкурентоспособной организации;
- ШУР становится инициатором и координатором гуманитарных инноваций в местном сообществе [3]
- модель копирования (репродукции),
- модель взаимообогащения (взаимодополнения);
- модель творческого (креативного) развития. Промежуточным между первой и второй моделями является адаптационный вариант интеграции [14].
- Многие критерии и показатели экологической сертификации уже реализуются в отдельных образовательных организациях Санкт-Петербурга, но осуществляются отдельными энтузиастами, как правило, педагогами-биологами, химиками, географами, педагогами дополнительного образования;
- Критерий «Управление и менеджмент» в плоскости экологического менеджмента, зеленой экономики, экономики знаний в практике образовательных учреждений Санкт-Петербурга только начинает осмысливаться и делать первые шаги;
- Концепция и практика реализации проекта представляет интерес для дальнейшего распространения опыта (диссеминации) в других образовательных организациях города; целесообразно данный материал включить в профессиональный модуль повышения квалификации педагогов «Интеграция отечественного и зарубежного опыта»;
- Представляется перспективным проведение конкурса образовательных организаций по критериям (показателям) экосертификации и последующей выдачей экологического сертификата;
- Образовательная организация-победитель конкурса «Школьный экологический сертификат» может претендовать на статус педагогической лаборатории или ресурсного центра по практической апробации разработанной петербургской модели.
- Ожидания к профессии учителя обозначены следующим образом: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений…»;
- Произошла значительная диверсификация аудитории профессиональной деятельности учителя: работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; преподавания русского языка учащимися, для которых он не является родным; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии; работа с одаренными учащимися; работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;
- Важная компетенция – готовность современных педагогов «учить всех без исключения детей»;
- Происходит расширение списка педагогических компетенций компетенциями психологическими, коррекционными (специально-педагогическими, информационными и др.);
- Список необходимых компетенций нацелен не столько на отдельного педагога, сколько на педагогическую группу – команду.
- По-прежнему, как и многие годы ранее, большинство учителей ориентированы на такие образовательные результаты как: усвоение учащимися предметных знаний; высокие результаты ЕГЭ; высокий процент успеваемости (раньше, мы данную тенденцию условно называли «процентоманией»: получить высокие количественные показатели, не анализируя, что за этими цифрами стоит!);
- Среди негативных сторон школьной жизни учащиеся отмечают: невозможность что-либо изменить в школе – 56 % (в 1988 году этот показатель – 33 %); мало интересных кружков, клубов и секций для старшеклассников – 32 % (ранее – 34 %); мало интересных мероприятий в школе, классе – 27 % (ранее – 32 %); бездушие, незаинтересованность учителей – 27 % (ранее – 16 %);
- Каждого пятого школьника (20 %) в 1980-х гг. и 21% современных старшеклассников ничего не привлекает в изучаемых дисциплинах – ни сам предмет, ни учебник, ни личность учителя;
- Значительно различаются ведущие мотивы обучения в современной школе с точки зрения учителей и учеников: по мнению учителей, преобладают внешние мотивы обучения (это важно для их родителей (54 %), без образования сегодня нельзя прожить (35 %); по мнению учеников, в основе обучения присутствуют как внешние мотивы (без образования сегодня нельзя прожить (68 %), так и внутренние (хотят быть образованными людьми (62 %), хотят получать знания, полезные для будущей профессии (49 %);
- Разительно отличается позиция учителей и школьников по отношению к свободе выбора в школе: учителя декларируют свободу выбора учащихся в жизни школы – 60 %, школьники определяют эту «свободу» только в 16 %; свобода выбора в проектной деятельности: учителя – 50 %, школьники – 13 %; свобода выбора в научно-исследовательской деятельности: учителя – 42 %, школьники – 13 % [13].
- Фрагментарные исследования владения учителями-предметниками методологическими и общепедагогическими (не частно методическими!) показывают в основном их поверхностный, часто декларативный характер. Эти тенденции проявлялись в 90-е годы прошлого столетия, и наблюдаются сейчас.
- ПК-1 – Готовность к созданию развивающей предметной среды;
- ПК-2 – Готовность к использованию инноваций в методике преподавания учебного предмета (дисциплины);
- ПК-3 – Готовность к научно-исследовательской работе в области методики обучения и воспитания;
- ПК-4 – Готовность к проектной деятельности в системе непрерывного образования;
- ПК-5 – Готовность к учебно-профессиональной деятельности;
- ПК-6 – Готовность к организации мониторинга и оцениванию образовательных результатов;
- ПК-7 – Готовность к организации информационно-образовательной среды (Алексеев С.В., Алексашина И.Ю.).
Компетенция |
Доминантные примеры в преподавании экологических дисциплин (курсов) |
Оценка по 10-балльной системе |
Готовность к созданию развивающей предметной среды |
- Создание условий для повышения мотивации к изучению экологических курсов, курсов по устойчивому развитию; - Организация всех компонентов предметной среды (начиная, с оформления аудитории, класса и заканчивая, создание УМК по предмету). |
8,1 |
Готовность к использованию инноваций в методике преподавания учебного предмета (дисциплины) |
- Знание информации об инновациях и инновационных продуктах в области экологии; - Методическая готовность к внедрению инноваций в образовательный процесс; - Наличие мотивов на инновационную деятельность в школе. |
8,0 |
Готовность к научно- исследовательской работе в области методики обучения и воспитания
|
- Руководство исследовательскими работами и проектами школьников с дальнейшим участием в олимпиадах и конкурсах разного уровня (от школьного – до международного); - Проведение рефлексии и самообследования собственной профессиональной деятельности; - Написание научных статей по осмыслению опыта или инноваций в преподавании экологических курсов. |
8,5 |
Готовность к проектной деятельности в системе непрерывного образования
|
- Участие в международных, российских и городских эколого-образовательных проектах (например, в СПб: «Подготовка экосоветников в школе», «Школьный экологический сертификат» и др.); - Инициация и организация эколого-образовательных проектов в урочной и внеурочной деятельности, на отделениях дополнительного образования; - Руководство самостоятельной работой школьников в период их работы в рамках индивидуальных образовательных проектов. |
9,0 |
Готовность к учебно-профессиональной деятельности |
- Оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм обучения экологии; - Использование в образовательном процессе интерактивных технологий и ИКТ; - Использование в образовательном процессе новые учебно-методические комплексы (УМК); - Использование в образовательном процессе диалоговых форм обучения, технологий практической деятельности, организации экскурсий, походов и экспедиций и др. |
8,2 |
Готовность к организации мониторинга и оцениванию образовательных результатов
|
- Участие в городском мониторинге качества образования (по показателям здоровья, безопасности, выполнения СанПиНов, пришкольных территорий и др.); - Внедрение форм «формирующего оценивания» как средства стимулирования мотивации к получению конечного результата; - Оптимальное сочетание количественных и качественных методов оценки достигаемых образовательных результатов; - Использование методов гуманитарной экспертизы. |
7,9 |
Готовность к организации информационно-образовательной среды |
- Широкое использование интернет- технологий в методике обучения экологии; - Опыт участия в дистантном обучении по экологическим курсам; - Поддержка экологической страницы школьного сайта. - Профессиональное использование информационных ресурсов в методике обучения экологии; - Создание собственных информационных эколого- образовательных ресурсов. |
7,5 |
Будущее, которого мы хотим |
Образование, которого мы хотим | ||
Признаки |
% от общего числа опрощенных |
Признаки |
% от общего числа опрощенных |
Мирное |
98 |
Доступное |
95 |
Безопасное |
97 |
Радостное («игровое») |
95 |
Счастливое |
79 |
Качественное |
93 |
Радостное |
78 |
Вариативное |
90 |
С любимой семьей |
70 |
Практико-ориентированное |
83 |
С любимой профессией |
66 |
Информационно неперегруженное |
82 |
Дружеское окружение |
64 |
Открытое |
70 |
Комфортное |
63 |
Мобильное |
68 |
Экономически обеспеченное |
62 |
Технологичное |
65 |
Справедливое |
60 |
Профессиональное |
62 |
|
|
Коммуникативное (дискуссионное) |
25 |
|
|
Нелинейное |
20 |
№ |
Положение |
Экологическое образование в интересах устойчивого развития: сегодня это реализуется |
Экологическое образование в интересах устойчивого развития: должно реализовываться завтра |
1. |
В Базисный учебный план (БУП) введен самостоятельный обязательный учебный предмет «Экология» («Экология и устойчивое развитие», «Экология и ОБЖ» и др.) - однопредметная модель ЭОУР |
5 |
95 |
2. |
Реализуется многопредметная модель ЭОУР: экологические знания включены в содержание всех учебных предметов БУП |
33 |
90 |
3. |
«Экологизация» педагогической подготовки предполагает:
- экологизацию целей
- экологизацию содержания
- экологизацию технологий
- экологизацию оценки образовательных результатов |
10
15
18
15 |
90
95
91
89 |
4. |
Педагогическая подготовка должна содержать обязательный модуль экологической подготовки (для подготовки и повышения квалификации учителей всех предметов) |
35 |
92 |
5. |
В педагогической подготовке широко используется международный опыт:
- материалы международных организаций и форумов (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.)
- сайты международных организаций
- опыт практической реализации эколого-образовательных проектов и программ |
8
7
5 |
50
55
52 |
6. |
В педагогической подготовке широко используется межрегиональный опыт:
- материалы разных регионов
- сайты региональных организаций
- опыт практической реализации эколого-образовательных проектов и программ
|
35
33
38 |
91
89
93 |
7. |
В педагогической практике широко презентуются (диссеминируются) собственные инновационные разработки в области ЭОУР |
68 |
95
|
8. |
В педагогической практике широко используются возможности информационной образовательной среды, ИКТ-технологии (электронные учебники, модельные виртуальные эксперименты и исследования и др.).
|
40 |
90 |
9. |
Высока значимость:
- курсов внеурочной деятельности экологической направленности
- занятий в дополнительном образовании детей в школе
- занятий в дополнительном образовании детей в УДОД |
75
70
65 |
93
92
90 |
10. |
Высока роль общественных эколого-образовательных организаций, волонтерского движения и др. |
25 |
89 |
11. |
Сформулируйте свой «провокационный» вопрос и попытайтесь на него ответить
|
- Интеграция проблем экологии, здоровья и безопасности – 64% - Больше половины населения страны вообще не знакомо с понятием «устойчивое развитие» - 74% - Необходимо единство ученых по определению самого понятия «экология» как отражение современной науки об окружающей среде - 87% |
- Широкое освещение в СМИ громких образовательных мероприятий Года экологии – 95% - Широкое информирование об инновациях в системе природопользования и охране окружающей среды РФ – 91% - Открытие всероссийского образовательного портала по ЭОУР – 94% - Включение заданий экологической проблематики в ЕГЭ выпускников – 51% |
- Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;
- Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон;
- Будущее нельзя предсказать достоверно; можно готовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть или самим создавать его.
- Устойчивое развитие – приоритет государственной политики России; трансформация данной идеи в целеполагание формального, неформального и информального образования и в региональные стратегии развития образования;
- Широкое внедрение всероссийских и региональных социально-образовательных проектов и их результатов в образовательную практику школьников (студентов, педагогов и других категорий);
- Усиление научного осмысления и практической реализации проектов и программ, акцентирующих особое внимание социально-экономической составляющей устойчивого развития (по результатам диссертационных работ последних лет в этом направлении уже есть предпосылки);
- Подготовка педагогов к организации профессиональной деятельности в области ОУР, привлечение специалистов из других отраслей – социальных партнеров школы (научных организаций, учреждений культуры, библиотек, бизнес-структур, общественных организаций и др.);
- Комплексное ресурсное обеспечение образования для устойчивого развития: материально-техническое, информационное, программно-методическое, экономическое и др.
- Алексеев С.В. Концепция программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни / Молодой ученый, 2014. № 18.1 (77.1). Спецвыпуск по материалам научно-практической конференции «Современное образование в области безопасности жизнедеятельность: теория, методика и практика», 2014. – С.11-15.
- Алексеев С.В. К вопросу об ожиданиях людей и результатах экологического образования // Вестник экологического образования в России, 2014. № 2 (72). – С.13-18.
- Алексеев С.В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы // Биология в школе. 2013. № 4. – С. 44-51.
- Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: монография / под. общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб.: СПб АППО, 2015.
- Атлас новых профессий. Вторая редакция – М., 2015 // http://www.asi.ru/reports/16344/
- Год охраны окружающей среды в Санкт-Петербурге – каждый год. Сборник методических материалов / под ред. С.В. Алексеева, Н.В. Груздевой. СПб.: СПб АППО, 2014.
- Гущина Э.В. Урок устойчивого развития: питание и устойчивая продовольственная система //Биология в школе. 2017. - № 1. – С. 39-46.
- Дзятковская Е.Н. Методологические основания проектирования образования для устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2016. № 4. – С. 3-8.
- Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости // http://www.unic.ru/library/dokumenty-oon/doklad-o-chelovecheskom-razviti...
- Заседание Госсовета об экологическом развитии России в интересах будущих поколений // http://www.putin-today.ru/archives/39164
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Результаты и перспективы совершенствования образования в интересах устойчивого развития в средней школе // Вестник ЮНЕСКО (Комиссия по делам ЮНЕСКО в Москве), 2013. № 18. – С. 368-374.
- Мамедов Н.М. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие. М.: МГАДА, 2013.
- ПГЗ 23/14 «Исследование закономерностей преодоления отчуждения школьников от учебы средствами активизации образовательной деятельности», РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
- Рипачева Е.А. Интеграция отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры учащихся. Автореф. дисс. канд. пед. наук, 13.00.01. СПб., 2008.
- Стратегия образования в интересах устойчивого развития в Санкт-Петербурге / под редакцией С.В. Алексеева. СПб., 2002.
- Фрумин И.Д. «Учитель, которого не будет. Страсти по профессиональному стандарту» / Учительская газета. 2013. № 9 от 3 декабря.
Документ: Загрузить