Заявление о ситуации на биофаке СПбГУ. |
12.04.2019
Документ: Загрузить
Заявление 29-й Годичной конференции Санкт-Петербургского союза ученых
Информация о планируемой ликвидации на Биологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета двух кафедр – ихтиологии и гидробиологии и геоботаники и экологии растений не могла не привлечь внимание Санкт-Петербургского союза ученых.
Эти планы вызвали несогласие и даже возмущение не только в самом университете, но и далеко за его пределами. В поддержку кафедр, особенно первой из них, выступили многие известные ученые из других университетов и институтов академического профиля, в том числе члены Российской академии наук, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах страны. Обсуждение ситуации выплеснулось в СМИ. Такое восприятие не случайно. Ликвидация в одном из ведущих университетов страны кафедр, связанных с базовыми специальностями в биологии, не может быть только внутренним делом университета, а научное сообщество страны не может оставаться равнодушным.
Обе упомянутые кафедры внесли огромный вклад в формирование и развитие экологии (гидробиологии, геоботаники) в нашей стране. На этих кафедрах работали выдающиеся советские биологи, которые составляют гордость нашей науки. Выпускники кафедр работают по всей стране, и многие из них стали известными учеными. Так, кафедра ихтиологии и гидробиологии, основанная в 1929 г. знаменитым морским биологом К.М. Дерюгиным, за 90 лет подготовила около 800 специалистов, среди которых 90 докторов и более 300 кандидатов биологических наук. К сожалению, за последние годы эта кафедра, как и кафедра геоботаники и экологии растений, потеряла значительную часть своего профессорско-преподавательского состава, в том числе высоко квалифицированных совместителей и перспективных молодых сотрудников. Формальным поводом к расформированию кафедр объявлена низкая эффективность их работы. Однако это опровергается фактами в «Открытом письме сотрудников кафедры Ихтиологии и Гидробиологии» от 2 апреля 2019 г. Другим доводом объявлено малое число студентов, поступающих на эти кафедры. Но вина за это может лежать не столько на коллективе кафедры, сколько на администрации факультета.
Понятно, что жизнь не стоит на месте, и нередко необходимо предпринимать меры по улучшению ситуации. Однако это можно осуществлять разными путями. Необходимо найти такое сбалансированное, взвешенное решение, которое будет направлено на позитивное развитие университетской науки и образования, с пониманием своей ответственности перед историей и судьбой российской науки и высшей школы.
Мы призываем администрацию Биологического факультета и Санкт-Петербургского государственного университета провести открытое обсуждение непростой ситуации, сложившейся на биологическом факультете, с привлечением ведущих экспертов по профилю кафедр из других университетов, институтов РАН, а также научных обществ. Это поможет оздоровлению эмоциональной обстановки, а также выработке мер, основанных на понятных университетскому научно-педагогическому сообществу критериях оценки эффективности деятельности кафедр. Реструктуризация структуры факультета должна проводиться в целях улучшения кафедр, увеличения набора студентов, в рамках открытой, публичной программы развития Биологического факультета и университета в целом.
Важные решения, затрагивающие судьбы людей, науки и образования, не должны приниматься келейным способом, только административным путем, без учета мнения профессорско-преподавательского состава университета, без понимания стратегии развития факультета, университета и научно-образовательной сферы в стране.
Нельзя, чтобы в основе решений в области науки и образования лежали лишь некие формальные критерии, придуманные в кабинетах. Эти критерии, как показывают последние десятилетия, постоянно меняются вместе со сменой соответствующих чиновников на региональном и федеральном уровнях. Нельзя множить управленческие ошибки, уже приведшие к непоправимому ущербу и потере целых научных направлений в стране. В угоду ложно понимаемым бюрократическим соображениям «оптимизации», а также текущим формальным оценкам эффективности легко закрыть кафедру и потерять важную научную специализацию. Но что делать потом, когда возникнет острая необходимость в кадрах именно этой специализации? Вспоминать временщиков, принявших неадекватное управленческое решение? Как известно, процессы восстановления научных направлений занимают не одно десятилетие.
Обращает на себя внимание также то, что ситуация на Биологическом факультете не уникальна и, по-видимому, отражает общую управленческую политику в СПбГУ. Ранее это уже произошло при слиянии факультетов Геологии и Географии, в результате чего была потеряна, например, кафедра литологии (литология – одна из важнейших, базовых наук в геологии). Сейчас в поле зрения Биологический факультет. По сведениям, поступающим в Санкт-Петербургский союз ученых, так называемую «оптимизацию», а проще говоря, сокращение на 30%, готовят и для других факультетов. При этом у профессорско-преподавательского состава вызывает раздражение раздутый управленческий аппарат, огромные расходы на его содержание, включая завышенную оплату его работников (по сравнению с преподавателями), и невероятная бюрократизация всего в ущерб тем главным целям, для которых и существует университет – подготовке высокообразованных специалистов и развитию науки. «Оптимизацию» было бы логично начать именно с аппарата.
Вызывает беспокойство и общая обстановка с развитием и управлением высшей школы в Российской Федерации. Видимо, не случайно письма в адрес Санкт-Петербургского союза ученых из разных университетов и городов подчас поступают под заголовком «Общая беда»! В руководство ВУЗов нередко попадают люди, имеющие недостаточный уровень квалификации, невысокий научный потенциал, с плохим пониманием задач высшего образования и науки, но зато обладающие административным ресурсом и администартивной хваткой. Заняв высокую должность, они начинают рассматривать подвластный им ВУЗ как свою вотчину, подавляют другие мнения и создают атмосферу угодничества и покорности среди сотрудников под угрозой увольнения. Одновременно они, используя свой административный ресурс и связи, всякими правдами и неправдами стараются повысить свой социальный статус, получая различные престижные премии и должности, проникая в Российскую академию наук и т.д. Именно такие руководители проявляют особое административное рвение в бездумной реализации спускаемых сверху или навязываемых ими самими «оптимизаций» и «реструктуризаций», приводящих к еще большему развалу науки и высшего образования в нашей стране.
Мы обращаем внимание научно-образовательного сообщества, а также руководства Российской Федерации на явный кризис, складывающийся в административно-управленческом аппарате высшей школы страны. Деятельность подобных руководителей, приносящая вред отечественной науке и образованию, должна пресекаться, а сами руководители нести административную и иную ответственность в зависимости от степени ущерба, нанесенного их действиями.
Мы призываем тщательно оценивать и учитывать возможные долгосрочные риски от реализации планов по сокращению научно-образовательных программ университетов (под видом их «оптимизации») для развития страны, в том числе и ее экономики.
Принято на 29-й годичной конференции СПбСУ 6 апреля 2019 г., Санкт-Петербург
Документ: Загрузить