Международная школа социологии науки и техники. |
Единственная в России научно-образовательная структура в области социологии науки и техники, призванная обеспечить дополнительное образование в области социологии науки, социологии техники, научно-технической политики, социологии высшего образования. Санкт-Петербург является центром социологии науки в нашей стране. Здесь в 1992 году была организована Международная школа социологии науки и техники, которая стала новой формой обучения. Школа стала важным этапом в развитии социологии науки: был установлен постоянный контакт с ведущими зарубежными социологами, научная общественность получила возможность широкого ознакомления с науковедческой проблематикой, молодежь была привлечена к обсуждению социолого-науковедческих проблем. Школа знакомит слушателей с новейшими достижениями в области социологии науки, а также осуществляет повышение квалификации специалистов, научных работников и преподавателей вузов в области социологии науки и техники, научно-технологической политики, социологии высшей школы.
Важное достижение Школы – сложившееся ядро преподавателей. Активное участие в работе Школы принимают академик Е.Б. Александров, академик Ю.С. Васильев, академик Н.Н. Никольский, академик С.Г. Инге-Вечтомов, член-корр. РАН И.И. Елисеева, член-корр. РАН Ж.Т. Тощенко, проф. Э.А. Тропп, проф. Р.В. Рывкина, проф. Я.И. Гилинский, проф. М.Г. Лазар, д.х.н. А.Н. Родный, к.ф.н. Г.Г. Дюментон, к.псих.н. А.Г. Аллахвердян, к.ф.н. А.М. Аблажей, а также ведущие ученые академических институтов, профессора вузов разных регионов России. На одной из сессий выступал Нобелевской лауреат, вице-президент РАН Ж.И. Алферов.
Бессменным руководителем Школы в течение всех лет является главный научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук Самуил Аронович Кугель. Заместитель руководителя - к.соц.н. Н.А. Ащеулова, методисты - доц. В.М. Ломовицкая, С.А. Душина. Благодаря их энтузиазму, любви к науке, Школа существует и привлекает все большее внимание научной общественности.
Школу знают во многих странах мира, в ее работе в качестве постоянных преподавателей принимают участие крупные зарубежные исследователи – директор Института социологии Академии наук Венгрии проф. П. Тамаш (Венгрия), проф. Ю. Райкович (Сербия), проф. М. Алестало (Финляндия), проф. Л. Лубрано (США), член правления исполнительного комитета Международной социологической ассоциации, проф. Х. Хименес (Мексика), проф. Б. К. Паттнаик (Индия), Р. Фонсека (Португалия) и др.
Основу обучающихся в Школе составляют студенты и аспиранты вузов России. Слушатели приезжают на сессии из Москвы, Великого Новгорода, Воронежа, Владимира, Екатеринбурга, Тольятти, Красноярска, Новосибирска. Некоторые слушатели участвуют в работе Школы на протяжении всех лет ее существования и «переросли» свой первоначальный статус, став преподавателями.
Каждая сессия имеет свою тематику. Первые четыре сессии Школы носили общий науковедческий характер. С 1994 года у каждой сессии появилась не только своя проблематика, но и порядковый номер. В 1995-1996 годах каждая сессия проводилась в 2 этапа: летний и осенний.
Тематика сессий Школы:
1994 год – Социологические исследования науки: опыт, проблемы
1995 год – Наука в системе социальных институтов в кризисный период
1995 год – Самоорганизация науки в условиях социальных перемен: традиции и новации
1996 год – Новое в социологии науки и техники
1996 год – Социология науки: междисциплинарный аспект
X (1997) – Наука, технология, общество: социальные аспекты взаимодействия на рубеже веков
XI сессия (1998) - Социологический образ науки и технологий
XII сессия (1999) - Национальные системы профессиональных коммуникаций в науке и технологии, экономике и политике
ХIII сессия (2000) - Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни
XIV сессия (2000) - Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни
ХV сессия (2001) - Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям
XVI сессия (2001) - Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям
ХVII сессия (2002) - Высокие технологии и качество жизни населения
XVIII сессия (2002) - Особенности воспроизводства интеллектуального потенциала в России в переходных условиях
XIX сессия (2003) - Социально-экономические, технологические, экологические факторы риска и проблемы безопасности
XX сессия (2004) - Новые научные направления и личность ученого
XXI сессия (2005) - Роль российских и зарубежных научных фондов в интернационализации науки. Мобильность санкт-петербургских ученых: плюсы и минусы
XXII сессия (2006) - Образ ученого в массовом сознании: парадоксы истории и новые альтернативы
XXIII сессия (2007) - Фундаментальные социально-экономические проблемы современной науки: история, современность, перспективы
XXIV сессия (2008) - Наука в 21 веке: смена поколений
XXV сессия (2009) – Социальный портрет ученого
ХXVI сессия (2010) - «Наука, технологии, инновации в XXI веке: взгляд сквозь призму социологии»
XXVII сессия (2011) - «Инновационные процессы в науке и образовании: современные тенденции»
Материалы каждой сессии Школы публикуются в международном сборнике «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов», в который включаются статьи не только преподавателей Школы, но и слушателей. Всего опубликовано 27 выпусков.
Учредители Школы - Санкт-Петербургский научный центр РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, Cанкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В течение всего периода существования Школу финансировали Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Школу поддерживают Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Совет ректоров вузов города, крупнейшие университеты города, ряд академических институтов. В настоящее время Школа работает в тесном контакте с Научным советом по науковедению и организации научных исследований, который является структурным подразделением Объединенного научного совета по общественным и гуманитарным наукам при Президиуме Санкт-Петербургского научного центра РАН.
Годы работы Международной школы социологии науки и техники показали, что она является жизнеспособным организмом, в ее существовании заинтересованы десятки исследователей - социологов, науковедов, экономистов, биологов, математиков, физиков. Школа - единственное образовательное учреждение в России, дающее уникальную возможность соединить на «одной школьной парте» профессора и студента, фундаментальную науку и эмпирическое социологическое исследование. Организаторы, преподаватели, слушатели видят перспективы своей работы, понимают ее важность.
Назад в раздел